• 2022
  • 2021
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010
  • 2009
  • 2008
  • 2007
  • 2004
  • 2003
  • 2002
  • 2001
  • 2000
  • 1999
  • 1998
  • 1997
  • 1996
  • 1995
  • 1994
  • 1993
  • 1992
  • 1991
  • 1990
  • 1989
  • 1988
  • 1987
  • 1985
  • 1984

2022

2021

2020

2019

2018

2017

2016

2015

2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

2004

2003

2002

2001

2000

1999

1998

1997

1996

1995

1994

1993

1992

1991

1990

1989

1988

1987

1985

1984

Диалог поколений. Беларусские художницы

10 февраля – 15 апреля 2022 г.
КВОСТ, Берлин
  • групповой проект
  • зарубежное событие
  • Maya Hristova кураторка
  • Jewgeni Roppel куратор
  • Оксана Вениаминова участница
  • Татьяна Ткачова участница
  • Василиса Полянина участница
  • Катя Шмурага участница
  • VEHA участник
  • KVOST место

Разнообразие подходов к современному фотографическому мышлению и исследованию органично сочетается с классической портретной живописью, приглашая зрителя заглянуть за западную завесу молчания о белорусской визуальной культуре и фотографических традициях. Для многих из нас Минск, который находится всего в 1000 км от Берлина, как и Париж, мог оказаться на другом континенте.

Что заставляет нас думать об одной культуре как о знакомой, а о другой — как об экзотической? Быть увлеченным одним и положить другое в коробку? Взгляд и знание за пределами стереотипного образа Беларуси или того, что средства массовой информации представляют просто как еще одно несостоявшееся государство на карте или последнюю диктатуру Европы, кажется еще более актуальным теперь, когда мы знаем, какова реальная ситуация в Беларуси: массовые протесты и сотнями политических заключенных, молчанием СМИ, избиениями, похищениями и пытками гражданских лиц.

И пока все это происходит, мы снова ищем утешения в искусстве. Именно это новое поколение белорусских художников получило возможность запечатлеть и воплотить амбивалентность исторической тишины в осязаемые произведения искусства. Для многих из них размышление о прошлом часто означает переосмысление и восстановление прерванного диалога с собственной историей. Это работа памяти, вызванная крайней необходимостью. И кажется, что восстановление и исследование недостающих частей коллективной памяти часто разоблачает преднамеренную цензуру настоящего. Действительно, именно в неопределенности интерпретации и несоответствии между прошлым и будущим кроется надежда на трансформацию.

Кроме того, неоценима обработка истории через субъективную точку зрения белорусского художника. Потому что сейчас в Беларуси личное политизировано в гораздо большей степени, чем где-либо в Европе.

Исторические травмы, прошлые и настоящие политические конфликты и последующие перемещения если не изображаются напрямую, то постоянно размышляются. Тесные связи между личным и политическим становятся отправной точкой для работы с памятью.

KVOST и EEP, две берлинские организации, продвигающие искусство в восточноевропейском контексте, представляют эту выставку, на которой кураторы Майя Христова и Евгений Роппель исследуют белорусские визуальные коды запоминания и структурирования знаний. Разворачиваясь в форме диалогов поколений через фотографическую среду, представленное исследование, мы надеемся, приведет к более глубокому пониманию многомерности современного белорусского фотографического контекста через видение некоторых его основных акторов. И женщины-художницы, которым в своем творчестве удается превзойти свой личный опыт переживания решающего момента истории своей страны.

Кейт Смурага . Никто не важен, никто другой
Взросление, движение вперед и борьба с переменами – «Когда я встречаю своих старых друзей, я вдруг очень ясно вижу изменения, которые произошли в нас, трансформации, тихие и тонкие движения тектонических плит внутри нас самих…»

В проекте « Никто не важен, никто другой » она исследует неуловимое состояние времени и личности — момент, когда настоящее становится прошлым; та самая степень присутствия прошлого в каждый момент «здесь и сейчас». Со смешанным чувством страха, беспокойства и решимости она смотрит на близких ей людей и на вещи, которые ее окружают. Для нее фотография — это средство исследования личных границ «дома» и определения того, что именно в ней и ее близких может оставаться неизменным.

Смурага (родился в 1990 году в Витебске, Белоруссия) в 2014 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (РУС) по специальности история искусства, теория и критика. В настоящее время живет и работает в Варшаве (Польша). В 2014 году она получила грант PHM нового поколения, стала финалисткой Гран-при Фотофестиваля в Лодзи (Польша) и была номинирована на PHOTOVISA.

Татьяна Ткачева . Сезоны Веры
«Маленькая девочка Вера Зенко из Воложина гналась за телегой, в которой фашисты увозили ее беременную мать, — а они сжалились и сбросили ее с кузова той телеги». Сейчас Вере 92 года, она называет свою жизнь «последними сезонами» и рассказывает свою биографию по тому, что находится внутри ее гардероба.

Гардероб Веры из Валошина в Беларуси элегантен и необычен. Для фотографа Татьяны Ткачевой Вера в очередной раз достала из шкафа одежду своей жизни. Ткань, из которой соткана история Веры, пронизана следами счастья, но также и печали. Она любит наряжаться и одеваться экстравагантно. Одежда, которую она носит, столь же разнообразна, как и грани ее семейной истории.

Ткачева — независимый журналист, работающий с документальной фотографией, видео, архивом и мультимедиа. Родом из Могилевской области (BLR), в настоящее время проживает в Минске. Ткачева окончила Белорусский государственный университет культуры и искусств по специальности «культурология» в 2014 году и Академию документальной фотографии и фотожурналистики «Фотографика» в Санкт-Петербурге, Россия, в 2016 году. Преподает фотожурналистику в Международном образовательном центре Йоханнеса Рау. (Минск, Беларусь), Белорусская ассоциация журналистов, Минск (БЛР). Она является лауреатом World Press Photo 2020 и других. Ткачева работает с белорусскими и зарубежными СМИ, среди которых «Такие дела», The Guardian, Der Spiegel, De Volkskrant, Meduza.io , Esquire.ru , Ostpol.

Оксана Вениаминова . Белое платье
Фотограф Вениаминова решила сосредоточить свою дипломную работу на теме женской памяти — в частности, «воспоминаниях, которые чисто женские и не могут появиться в мужской голове». Затем сузила тему до воспоминаний, связанных со свадьбой, монументальным событием для женщин в ее родной Беларуси. «Семейное положение служит показателем успешности женщины. . . поэтому каждый предмет, связанный с этим праздничным днем, имеет особое значение даже после него», — сказала она. «Свадебное платье, фата, икона, используемая во время церемонии, букет и так далее окутаны мифом, трепетом и суеверием. Народное поверье наделяет свадебное платье мистической силой сохранять счастливый брак навеки и предписывает хранить его».

Вениаминова (род. 1986, Витебск, Белоруссия) окончила Школу портретной и аналоговой фотографии в Минске, документальную фотографию изучала в Санкт-Петербургской школе фотожурналистики и современной фотографии ДокДокДок. Ее работы публиковались в The Washington Post, The Calvert Journal, The Guardian и других.

Архив ВЕХА
Леся Пхолка (родилась в 1989 г. в Борисове, Белоруссия), основательница Архива VEHA, художница и исследователь. С 2012 года активно участвует в современной фотографической жизни Беларуси. В 2013 году основала первый в Беларуси благотворительный магазин «КалиЛаска», которым руководила до 2016 года. С 2017 года — художественный руководитель социально-культурной инициативы «ВЕХА», работающей с фотоархивами Беларуси и историей повседневной жизни. С 2020 года преподает в Европейском колледже «Либеральные искусства» в Беларуси. На выставке будет представлена тщательно подобранная подборка из архива VEHA.

Василиса Палянина . Лариса
Проект « Лариса » — это попытка обработать и переопределить отношения и чувства со своей бабушкой с помощью образов памяти, иллюстраций, анимации и проекции для обработки и переопределения.

«В августе 2018 года ушла из жизни моя бабушка Лариса. После ее смерти в отношениях между нами образовался новый этап. Она стала приходить ко мне в беспокойных снах. Когда я приезжала в Сморгонь и проводила с ней выходные, у нас не было ни конфликтов, ни ссор. Также не было страха и неуверенности. Теперь, наряду с прекрасными воспоминаниями, есть чувство Страха и растерянности. Это проект о моей бабушке, о ее присутствии, о проживании новой фазы времени без нее и с ней».

Палянина (род. 1986, Минск, Белоруссия) занимается фотографией, иллюстрацией и перформансом. Помимо различных арт-резиденций, в 2020 году она была резидентом группы художников «Славяне и татары» в Берлине.

автоматический перевод

• 2022
  • 2021
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010
  • 2009
  • 2008
  • 2007
  • 2004
  • 2003
  • 2002
  • 2001
  • 2000
  • 1999
  • 1998
  • 1997
  • 1996
  • 1995
  • 1994
  • 1993
  • 1992
  • 1991
  • 1990
  • 1989
  • 1988
  • 1987
  • 1985
  • 1984

2022

2021

2020

2019

2018

2017

2016

2015

2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

2004

2003

2002

2001

2000

1999

1998

1997

1996

1995

1994

1993

1992

1991

1990

1989

1988

1987

1985

1984

Dialog between Generations. Belarusian Female Artists

February 10 – April 15, 2022
KVOST, Berlin
  • group project
  • overseas event
  • Maya Hristova curator
  • Jewgeni Roppel curator
  • Oksana Veniaminova participant
  • Tatsiana Tkachova participant
  • Vasilisa Palianina participant
  • Kate Smuraga participant
  • VEHA participant
  • KVOST place

A variety of approaches to contemporary photographic thinking and research blend seamlessly with classical portraiture inviting the viewer to peek behind the Western veil of silence about Belarusian visual culture and photographic tradition. For many of us, Minsk which is only about 1000km away from Berlin, as is Paris, could have been on another continent.

What causes us to think of one culture as familiar and another as exotic? Be passionate about one and put another one in a box? Looking and knowing beyond the stereotypical image of Belarus, or what mass media are presenting merely as yet another failing state on the map, or Europe’s last dictatorship, feels even more pressing now that we know what the actual situation in Belarus is: mass protests and political prisoners in the hundreds, silencing of the media, beatings, kidnappings and torture of civilians.

And while all this is happening, we again seek solace in art. It is this new generation of Belarusian artists who have gained the power to encapsulate and translate the ambivalence of historical silence into tangible works of art. For many of them, reflecting upon the past often means reimagining and rebuilding the broken dialogue with their own history. It is remembrance work out of an utmost necessity. And it seems that recuperating and examining the missing parts of collective memory oftentimes exposes the deliberate censorship of the present. Indeed, it is in the uncertainties of interpretation and the disjuncture between past and future that hope for transformation exists.

Additionally, the processing of history through the Belarusian artist’s subjective standpoint proves invaluable. Because currently  in Belarus the personal is political to a much higher degree than elsewhere in Europe.

Historical traumas, past and present ongoing political conflict and subsequent journeys of displacement are if not directly depicted, then continuously reflected upon. Intimate connections between private and political become starting points for dealing with memory.

KVOST and EEP, two Berlin-based organizations fostering the arts in the Eastern European context, present this exhibition which houses curators Maya Hristova and Jewgeni Roppel’s research into Belarusian visual codes of remembering and structuring knowledge. Unfolding in the form of generational dialogues through the photographic medium, the presented research will hopefully result in a deeper understanding of the multidimensionality of the contemporary Belarusian photographic context through the vision of some of its main actors. And female artists who in their work manage to transcend their personal experience of living through a decisive moment of their country’s history.

Kate Smuraga . Nobody Important, No One Else
Growing up, moving on and dealing with change – “When I meet my old friends, I suddenly see very clearly the changes that have happened in us, the transformations, the quiet and subtle movements of the tectonic plates within ourselves…”

In the project Nobody Important, No One Else, she explores the elusive state of time and the individual – the moment when the present becomes the past; that very degree of the past’s presence in every moment of the “here and now.” With a mixed sense of dread, anxiety and determination, she looks at people close to her and things that surround her. For her, photography is a means of exploring the personal boundaries of “home” and to determine what exactly about her and her loved ones can remain unchanged.

Smuraga (born 1990 in Vitebsk, BLR) graduated 2014 from Saint Petersburg State University of Culture and Art (RUS) with a focus on art history, theory and criticism. Currently she lives and works in Warsaw (PL). She received the new generation PHM Grant in 2014, was a finalist at the Grand Prix, Fotofestiwal Lodz (PL) and was nominated at PHOTOVISA.

Tatsiana Tkachova . Vera’s Seasons
“A little girl Vera Zenko from Volozhin was chasing the cart, where fascists were taking away her pregnant mother, – and they took pity and threw her off the back of that cart.” Vera is 92 now, she calls her life “the last seasons” and recites her biography through what’s inside her wardrobe.

The wardrobe of Vera from Valoshyn in Belarus is elegant and unusual. For photographer Tatsiana Tkachova, Vera took the clothes of her life out of the closet once again. The fabric from which Vera’s story is woven is permeated with traces of happiness, but also of sadness. She likes to dress up and dress extravagantly. The clothes she wears are as varied as the facets of her family history.

Tkachova is an independent journalist working with documentary photography, video, archive, and multimedia. Originally hailing from the Mogilev region (BLR), she is currently based in Minsk. Tkachova graduated from Belarusian State University of Culture and Arts with a Degree in Cultural Studies in 2014, and from the Academy of Documentary Photography and Photojournalism, Fotografika, in St. Petersburg, Russia in 2016. She teaches photojournalism at the Johannes Rau International Education Centre (Minsk, Belarus), The Belarusian Association of Journalists, Minsk (BLR). She is a recipient of World Press Photo 2020, and others. Tkachova works with Belarusian and foreign media, including Takie Dela, The Guardian, Der Spiegel, De Volkskrant, Meduza.io, Esquire.ru, Ostpol.

Oksana Veniaminova . White Dress
Photographer Veniaminova set out to focus her graduate-degree work on the theme of women’s memory — particularly, “recollections that are purely feminine and can’t appear in a man’s head.” Then she narrowed the theme to recollections associated with weddings, a monumental event for women in her native Belarus. “The marital state serves as an indicator of a woman’s success . . . so each item connected to this gala day has a very special meaning, even afterward,” she said. “The wedding dress, the veil, the icon used during the ceremony, the bouquet and so on are shrouded in myth, awe and superstition. Popular belief endows the wedding gown with a mystical power to preserve a happy marriage forever and prescribes keeping it.”

Veniaminova (born 1986 in Vitebsk, BLR) has attended the School of Portrait and Analogue Photography in Minsk, and she has studied documentary photography at the St.Petersburg school of photojournalism and contemporary photography DocDocDoc. Her work has been published by The Washington Post, The Calvert Journal, The Guardian and others.

VEHA Archive
Lesia Pcholka (born 1989 in Borisov, BLR), founder of the VEHA Archiv, is an artist and researcher. Since 2012, she has been deeply involved in the contemporary photographic scene in Belarus. In 2013, she founded the first charity store in Belarus “KaliLaska”, which she managed until 2016. Since 2017, she is the artistic director of the socio-cultural initiative “VEHA”, which works with photography by Belarusian-Archives and the history of everyday life. Since 2020, she is a lecturer at the European College “Liberal Arts” in Belarus. The exhibition will show a curated selection from the VEHA Archive.

Vasilisa Palianina . Larisa
The project Larisa is an attempt to process and redefine the relationship and feeling with her grandmother with memory images, illustrations, animations and a projection to process and redefine.

“In August 2018, my grandmother Larisa passed away. After her death, a new phase has formed in the relations between us. She started coming to me in restless dreams. When I came to Smorgon and spent weekends with her, we had no conflicts or quarrels. There was also no fear and insecurity. Now, along with the beautiful memories, there is a sense of Fear and confusion. This is a project about my grandmother, her presence, about living a new phase of time without her and with her.”

Palianina (born 1986 in Minsk, BLR) works with the medium of photography, illustration and makes performance. In addition to various artist-in-residencies, she was a resident at the artist group “Slavs and Tatars” in Berlin in 2020.